Назад к списку

О девизе Всемирного дня прав потребителей на 2019 год


Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерацияпотребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2019 году он проходит поддевизом «Trusted Smart Products» - Цифровой мир: надежные смарт-устройства.К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»:смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы,розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения кИнтернету и они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные опотребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время насчитывается 23,1миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза.По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты,смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, чтоознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой,носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однакосуществуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности илиобнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушениеконфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствиеясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня правпотребителей. В 2018 году этот день проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» -«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза былпредложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровуюэпоху».Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества,появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использованиеновых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачныхсервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальныхпомощников, обладающих искусственным интеллектом.Кроме того, согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году в России должнопоявиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынкепредприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных цифровых платформ дляосновных отраслей экономики, 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровыхтехнологий.Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так каквстроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количествепотребительских товаров.В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политикиРоссийской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года,утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года№1837-р, подготовленной Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России поитогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальнойсистемы защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели, задачи ипринципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков,которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В частности, через актуализацию исистематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направленийработы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых,неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров иуслуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального развития сегментаэлектронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети«Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты,комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом еще разобратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитыватьразносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умнойэлектроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личнаяинформация.

 Филиал ФБУЗ «Центр гигиены иэпидемиологии в Республике Бурятия вСеленгинском районе»