Назад к списку

Правила организации питанияв детских образовательных и оздоровительных организациях 


В преддверье начала летней оздоровительной кампании Филиал ФБУЗ «Центргигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия в Селенгинском районе» напоминает оправилах оказания услуг общественного питания в детских образовательных,оздоровительных организациях, а также в иных учреждениях, оказывающих услугиобщепита.Детское здоровье во многом зависит от правильного питания, и любому родителюважно знать о своей правовой защищённости в отношениях с исполнителями -организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими возмездные(платные) услуги в сфере общественного питания.Права потребителя услуг общественного питания регулируются в первую очередьГражданским Кодексом РФ (ГК РФ), Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «Озащите прав потребителей» (Закон № 2300-1) и специальным подзаконным актом -Правилами оказания услуг общественного питания, утверждёнными ПостановлениемПравительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (Правила № 1036).В соответствии с пунктом 3 Правил № 1036 услуги общественного питанияоказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местахобщественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы,определяются в соответствии с государственным стандартом. Следовательно, указанныеправила применимы и в отношении школьных столовых, столовых детских лагерей исанаториев, детских кафе.Для того, чтобы родитель мог сделать обоснованный выбор заведенияобщественного питания, а также продукции его производства, исполнителю необходимопредставить потребителю следующую необходимую информацию на русском языке.В соответствии с п. 11 Правил № 1036, ст. 9, 11 Закона № 2300-1исполнителем досведения потребителей должно быть доведено фирменное наименование (наименование)организации; место её нахождения (адрес); тип, класс и режим работы путём размещенияуказанной информации на вывеске. Индивидуальный предприниматель долженпредоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименованиизарегистрировавшего его органа.В соответствии с п. 12 Правил № 1036 до сведения потребителей, помимоинформации о перечне услуг, условиях их оказания, цены в рублях и условияхоплаты услуг (что закреплено также в ст. 10 Закона № 2300-1) должны бытьпредоставлены следующие сведения:- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественногопитания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основныхингредиентов;- сведения о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания;- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которыхдолжны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.Данная информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителейпосредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании такихуслуг (например, на этикетках).До сведения потребителей должны быть также доведены сведения о пищевойценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров,углеводов) и составе.В соответствии с п. 17,20 Правил № 1036 исполнителем при расчётах заоказываемые услуги выдаётся потребителю документ, подтверждающий их оплату(кассовый чек, счёт или другие виды). Один экземпляр документа, подтверждающегозаключение договора об оказании услуги, выдается потребителю. 

В соответствии со ст. 426 ГК РФ одной из особенностей оказания услугобщественного питания является то, что исполнитель обязан оказать услугу любомупотребителю, обратившемуся к нему с намерением её заказать (публичный договор).Иными словами, исполнитель не вправе отказать в обслуживании клиенту, которыйвыполняет правила поведения данного предприятия общественного питания.Кроме этого, в соответствии со ст. 16 Закона № 2300-1 исполнитель не вправенавязывать так называемые «дополнительные» услуги потребителю. В соответствии спунктом 24 Правил оказания услуг общественного питания, исполнитель наряду соказанием собственно услуг общественного питания может предложить потребителюдругие возмездные услуги (например, услуги аниматоров при проведении детского обедав кафе), но при этом навязывать их исполнитель не вправе.Более того, если по каким-то причинам Вы решили отказаться от услуг до ихоказания, на основании ст. 32 Закона № 2300-1 Вы можете сделать это, уведомив вторуюсторону, однако в данном случае исполнитель вправе потребовать от Вас уплатыфактически понесённых расходов, но не в коем случае не оплаты неоказанной иличастично оказанной услуги в полном объёме!Крайне важной является обязанность исполнителя оказать потребителю услугиобщественного питания в согласованные с ним сроки и соответствующие обязательнымтребованиям к качеству. К сожалению, в силу различных причин некоторые исполнителинарушают данное правило.В соответствии со ст. 28 Закона №2300-1, п 25 Правил № 1036 при нарушениисроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе посвоему выбору:- назначить исполнителю новый срок;- потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённыхему в связи с нарушением сроков оказания услуги.Правовые последствия оказания некачественной услуги регулируются ст. 29 Закона№2300-1, п. 26 Правил № 1036, согласно которым потребитель при обнаружениинедостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукциюобщественного питания;- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукциюобщественного питания;- безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питаниянадлежащего качества.Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги ипотребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договоромсрок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправеотказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаруженысущественные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления отусловий договора. Кроме этого, потребитель вправе потребовать полного возмещенияубытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги.О случившимся инциденте Вы вправе написать в книге отзывов и предложений,равно как и, напротив, поделиться своими приятными впечатлениями о заведении. Всоответствии с п.8 Правил № 1036 исполнитель обязан иметь книгу отзывов ипредложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.Помните, что за неисполнение или за ненадлежащее исполнениеобязательств при оказании услуг общественного питания исполнитель несётответственность в соответствии с ГК РФ и законодательством о защите правпотребителей.

Если решения спорной ситуации, по согласию сторон, добиться не получается,Вы вправе обратиться в судебные органы.В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ потребитель вправе предъявить иск в суд посвоему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика,либо по месту заключения или исполнения договора.В соответствии с п. 3 ст.17 Закона РФ при обращении с иском в суд потребителиосвобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушениемих прав.Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона РФ потребитель вправе потребоватькомпенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит отразмера возмещения имущественного вреда.