Назад к списку

ПАМЯТКА. Защита прав потребителей при оказании услуг детского отдыха

В преддверии лета родители планируют организацию детского отдыха. 


Отдых детейи их оздоровление включает в себя совокупность мероприятий, обеспечивающихполноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеванийу детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детейнавыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности,развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнениисанитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.Одним из самых распространённых видов отдыха для детей является отдых взагородных оздоровительных лагерях. Летние оздоровительные учреждения оказываютна возмездной основе комплекс услуг, включающих в себя услуги по размещению,проживанию, питанию, медицинское обслуживание,организация досуга, занятияфизкультурой и спортом и др.Согласно действующему законодательству летние оздоровительные учрежденияпри оказании услуг детского отдыха обязаны соблюдать требования ГражданскогоКодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ФЗ от24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения»,СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха иоздоровления детей», рекомендует исполнять требования соответствующих ГОСТов, вт.ч. ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получитьмаксимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, котораядолжна обеспечивать возможность правильного выбора предоставляемых услуг исоответствовать обязательнымтребованиям законодательствао защите правпотребителей. В частности информацию:- о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. оправилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в периодпребывания в лагере, о медицинском обслуживании);-о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшемлицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского кабинета;на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности);- о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимостидополнительных услуг, о порядке их оплаты);- о порядке доставки и отправки детей обратно (трансфер);-обусловиях размещения и проживания, питания ребенка,пребывания, услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляетлагерь, в т.ч. по организации досуга;- об исполнителях услуг (в т.ч. местонахождение и наименование, о местенахождении лагеря, контактных телефонах), с которыми заключены договоры на оказаниемедицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.;- о правах и обязанностях сторон; - об условиях и порядке расторжения договора, в том числе о порядке отказа отисполнения договора на оказание услуг, возмещения убытков, причинённых потребителювследствие некачественно оказанных услуг;- об иных сведениях, характеризующих объем и номенклатуру услуг по путевке;При приобретении путевки в детский лагерь родителям необходимо внимательноознакомиться с условиями договора. Реализация путевок осуществляется на основаниидоговора, заключаемого в письменной форме. Договор в обязательном порядке долженсодержать сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке,который будет пребывать в лагере и вышеназванную информацию.В случае оказания исполнителем услуг ненадлежащего качества потребитель имеетправо не только на компенсацию морального вреда, но и вправе по своему выборупотребовать:безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, или соответствующегоуменьшения цены оказанной услуги, или возмещения понесенных им расходов поустранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а такжевправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги. 

Летний детский отдых – сфера действия Закона РФ «О защите правпотребителей» 

Современные детские лагеря можно разделить по следующим направлениям отдыхаи оздоровления ребенка (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации»):- загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры,базыикомплексы,детскиеоздоровительно-образовательныецентры,специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря),санаторно-оздоровительные детские лагеря;- лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющимиорганизацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (скруглосуточным или дневным пребыванием);- детские лагеря: труда и отдыха, палаточного типа, специализированные(профильные), различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря,туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря).Действующее законодательство обязывает исполнителя услуг соблюдать требованияГражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите правпотребителей», отдельных правил, утвержденных на федеральном уровне.Все существенные условия оказания услуг должны быть прописаны в договоре,заключенном с организацией - исполнителем услуг (летним оздоровительно-образовательным учреждением). 

Что могут потребовать родители до/во время заключения договора? 

Потребитель имеет право ознакомиться, а исполнитель обязан на основании ст. 10Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставить потребителю необходимую идостоверную информацию об исполнителе услуг и об услугах, а именно:- о цене в рублях и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости путевки, остоимости дополнительных услуг, о порядке оплаты, о порядке отказа от исполнениядоговора на оказание услуг),- о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. оправилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей в период пребывания влагере, о медицинском обслуживании, о правилах и условиях страхования, обответственности исполнителя за жизнь и здоровье ребенка),- об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании)исполнителя (в т.ч. о месте нахождении лагеря, контактных телефонах),- об исполнителях услуг (в т.ч. местонахождения и наименование), с которымизаключены договоры на оказание медицинских услуг, образовательных услуг, охраны,страхования и т.д.). В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей»сведения об исполнителе услуг (в том числе дополнительных) должны содержатьнаименование, место нахождения (адрес регистрации),копию лицензии (с приложениями)на осуществление оздоровительной и, по необходимости, образовательной деятельности,информацию об органе, выдавшем лицензию (наименование, телефоны); акт приемкилагеря с указанием Ф.И.О. и контактных телефонов должностных лиц, отвечающих заорганизацию отдыха, в т.ч. за организацию безопасности, санитарное состояние, питание,услуг здравоохранения, образования; сведения о должностных лицах, осуществляющихруководство лагерем, контактные телефоны.- о правилах оказания услуг (в т.ч. о порядке доставки и отправки детей, об условияхразмещения, условиях проживания, об услугах (бесплатных и за дополнительную плату),которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга, о перечне четкосформулированных причин, по которым возможно отчислить ребенка из лагеря, обусловиях и порядке расторжения договора, порядке полного возмещения убытков,причинённых ему вследствие некачественно оказанных услуг и т.д.).Исполнитель услуг в соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите правпотребителей» несет ответственность за ненадлежащую информацию об услуге,предусмотренную п. 1 ст. 29 Закона. 

Если в ходе отдыха ребенку причинен вред 

Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите правпотребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ееиспользования была безопасна для их жизни и здоровья.Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствиеконструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги,подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «Озащите прав потребителей»).Положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» закреплено, что услуга,оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиямдоговора, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должнасоответствовать обязательным требованиям, в данном случае требованиям СанПиН2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию иорганизации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему выборупотребовать:безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услугисвоими силами или третьими лицами.Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги ипотребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договоромсрок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправеотказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если имобнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иныесущественные отступления от условий договора.Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненныхему в связи с недостатками оказанной услуги. 

Когда нарушаются сроки заезда/выезда 

Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончанияоказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г.№ 2300-1 «О защите прав потребителей»):назначить исполнителю новый срок;потребовать уменьшения цены за оказание услуги;отказаться от исполнения договора об оказании услуги.Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненныхему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Назначенные потребителем новыесроки оказания услуги указываются в договоре об оказании услуги. В случае нарушенияустановленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждыйдень (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трехпроцентов цены оказания услуги. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) неможет превышать цену оказания услуги. Указанные требования потребителя не подлежатудовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы(оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, потребитель также имеетправо на компенсацию морального вреда. Правовыми основаниями для компенсациипотребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещенияимущественного вреда и понесенных потребителем убытков.