Назад к списку

О недобросовестной практике заключения договоров купли-продажи дорогостоящейкосметики и договоров об оказании косметологических услуг

Роспотребнадзорпредупреждаетпотребителейоширокомраспространениинедобросовестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящейкосметики и договоров об оказании косметологических услуг. 


В обращениях потребителей, поступающих в Роспотребнадзор, как правило, указываетсяна нижеследующее.Потребителюпредлагаетсявоспользоватьсябесплатнойдемонстрациейкосметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.), после чего –заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем (например, на 40посещений).В случае продажи косметики потребителя знакомят с так называемыми тестовымиобразцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойствкосметики. До подписания договора для усиления мотивации к совершению такой сделкипотребителю может предоставляться «профессиональная» информация медицинскогохарактера (о состоянии здоровья волос и кожи, развитии возможных заболеваний,необходимости профессионального ухода, составления плана лечения и т.п.). При этом вобращениях потребителей часто содержатся жалобы на некомпетентность специалистов,осуществляющих косметологическую процедуру с использованием специальных средств,отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и др.Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные,душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использованиеароматических средств и т.п.), которые отвлекают внимание потребителей, не дают имсосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемыхтоваров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договорнаядокументация по таким сделкам может носить сложный и запутанный характер, частьважной информации выносится в приложения либо «растворяется» в серединемногостраничного договора, при этом используются специальные и непонятныепотребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора,предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенногомелким шрифтом.Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много разпревышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тыс. руб.), всвязи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, а приглашение вкосметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь присебе паспорт (который необходим для оформления кредита).Традиционно под воздействие недобросовестных практик попадают доверчивыепотребители, а также люди пожилого возраста. После общения с родственниками иблизкими людьми, а также внимательного ознакомления с условиями заключенныхдоговоров (кредитного, купли - продажи, об оказании услуг) и ценами на аналогичныетовары и услуги многие потребители пытаются расторгнуть заключенные договоры, начто, как правило, встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя. Таким образом, несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договораоб оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенныхисполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного подвлиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), напрактике это оказывается сделать непросто.Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридическихуловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода:представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменныепретензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адресхозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия,затрудняющие их идентификацию.Фиксируя соответствующие обращения, Роспотребнадзор не только разъясняетгражданам их права и порядок судебной защиты таких прав, но и оказываетдейственную помощь, направленную на возврат денежных средств, например,вступая в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты правпотребителей на основании ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации, а также п. 5 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей».Так, за 9 месяцев 2020 года на основе заключений по делу в целях защиты правпотребителей, данных территориальными органами Роспотребнадзора в судах, впользу потребителей было взыскано почти 450 млн рублей.Значительная часть судебных разбирательств касалась работы недобросовестныхорганизаций, продающих косметику и оказывающих косметологические услуги.Так, например, на государственном информационном ресурсе в области защиты правпотребителей размещены соответствующие решения судов, иллюстрирующие примерытакой помощи (Республика Башкортостан, Республика Татарстан), приведшей к возвратупотребителям денежных средств в связи расторжением договора об оказаниикосметологических услуг.При участии специалистов территориального органа Роспотребнадзора по Новосибирскойобласти были не только возвращены потребителю деньги за покупку дорогостоящейкосметики, но и взыскана компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя.Аналогичные результаты достигнуты при поддержке специалистов управленийРоспотребнадзора по Чувашской Республике, Саратовской области, Алтайскому краю.При этом одновременно в установленном порядке проводится работа, направленная навыявление и пресечение описанных выше недобросовестных практик в рамкахадминистративных полномочий Роспотребнадзора.Рациональное поведение потребителяДо получения косметологической процедуры предварительно постарайтесь убедиться втом, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательныхкожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствуетустановленным обязательным требованиям. Не торопитесь принимать решение о покупке косметических средств, оставив себе времядля оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовойвозможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи.Не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты,спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не понявпредварительно их содержание.Подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашениякредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, чтоозначает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентовдаже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжениидоговора и возврате денежных средств.Потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора недопускается.В соответствии со статьей 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправеотказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое времяпри условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных сисполнением обязательств по соответствующему договору.Права потребителя при приобретении товаровЛюбые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качестваможно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18Закона «О защите прав потребителей».Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества нааналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанныйтовар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации(перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям, утвержденпостановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, и включает всебя в том числе парфюмерно-косметические товары).В соответствии со статьей 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю непредоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договораинформацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя)возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора,а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребоватьвозврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя овозмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полнойинформацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения оботсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара(работы, услуги).