С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила оказания услуг общественногопитания (далее – Правила).
По сравнению с ныне действующими, они стали короче на 7пунктов. В частности, из Правил исчезла формулировка о праве потребителя потребоватьснижения стоимости услуги, если она была предварительно им заказана, но не исполненав срок.Правила оказания услуг общественного питания: измененияПравила для общепита утверждены Правительственным Постановлением № 1515 от21.09.2020. Срок их действия ограничен – он истекает 01.01.2027 г. В настоящий моментрестораны, бары, кафе, столовые в своей деятельности руководствуются требованиями,содержащимися в Постановлении Правительства № 1036 от 15.08.1997 «Об утвержденииправил оказания услуг общественного питания». С 01.01.2021 они будут упразднены.Между новыми и старыми Правилами есть ряд отличий, о которых следует рассказать.В отличие от прежних Правил, где оказание услуг общепита привязывалось ксоответствующим местам – кафе, ресторанам, барам, столовым и т.д., новые нормы даютиное определение таких услуг: изготовление продукции общепита, создание условий дляее потребления и реализации (а также иной пищевой и непищевой продукции) как наместе, так и вне места изготовления - по заказам.Также с 2021 года заведения общепита ожидают следующие новшества:В чек запретят включать суммы «чаевых», комиссий, доплат и прочихдополнительных сборов с клиента (п.19). Если это правило исполнитель нарушит, идобавит их в счет, потребитель вправе не оплачивать навязываемые ему платежисверх прейскуранта. Он также вправе вернуть сумму чаевых, если заметит, что онаим была оплачена по невнимательности.Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительныеуслуги, например, по организации досуга. Но следует четко указать или ихстоимость, или безвозмездный характер.Действующее сейчас Постановление 1036, правила оказания услуг общественногопитания, содержащиеся в этом документе, не предусматривают возможностьнаправления клиенту бланка строгой отчетности или чека в электронной форме. Вновых Правилах она появится (п. 17).Ресторан или другое заведение общепита обязаны обеспечить посетителювозможность проверить массу/объем поданных блюд и напитков. Данное правилоприменяется и сейчас, однако с января 2021 года оно начнет действовать суточнением – организация общественного питания должна предоставитьпотребителю необходимые приборы измерения для проверки (п.18).Новые Правила оказания услуг общественного питания утверждены с некоторымисокращениями. Так, в них не вошел пункт 25 Постановления № 1036, где говорится оправах клиента в случае неисполнения предварительного заказа в оговоренный срок.Согласно им, сейчас он имеет возможность потребовать снижения цены на заказанныеблюда, либо отказаться от них (без оплаты).В обновленные Правила не включили и п. 26, в котором подробно излагаются правапотребителя при обнаружении недостатков приготовленной ему еды. В частности, онможет потребовать приготовить блюдо повторно или уменьшить его стоимость. В новых Правилах такие пояснения отсутствуют. Вместо них кратко сообщается, что отказзаведения или клиента от исполнения договора возможен в соответствии с законом «Озащите прав потребителей» и другими нормами российского гражданскогозаконодательства (п.21).Правила оказания услуг общественного питания 2021 года: что осталось прежнимКонтроль за деятельностью предприятий общественного питания и соблюдениемутвержденных Правил оставлен за Роспотребнадзором.Заведение общепита имеет право самостоятельно определять перечень оказываемыхклиентам услуг, а также устанавливать правила поведения для посетителей, если они непротиворечат российскому законодательству. Например, администрация ресторана можетограничить курение в помещении, выделив для курильщиков специальный зал илиотдельные столики, не разрешать распивать принесенные с собой напитки, и т.д.Новые правила оказания общественного питания, как и ныне действующие, обязываютисполнителя иметь книгу отзывов и предложений, предоставляя ее по требованиюпосетителей. Ресторан, кафе или иное предприятие общепита должно информироватьпотребителей:о перечне своих услуг (и об условиях, при которых они оказываются);о наименовании предлагаемых блюд/напитков, способе их приготовления,входящих ингредиентах;о пищевой ценности приготовленных продуктов (калорийности, составемикроэлементов, содержании витаминов, белков, жиров и пр.);об объеме/весе подаваемых порций.Клиенты имеют право получать дополнительную информацию о продукции заведения,если интересующие сведения не являются коммерческой тайной.Правила оказания услуг питания гласят, что предприятие общепита обязано обслужитьлюбого посетителя, обратившегося за услугой в установленные часы работы организации.Но при условии, что у него есть намерение эту услугу заказать. Заведение имеет правопредложить клиенту предварительно оплатить заказанную еду.Цена оказанной услуги определяется меню или прейскурантом. Потребителю необходимопредоставить возможность ознакомиться с информацией о стоимости услуги общепита,как в зале обслуживания, так и за пределами этого помещения.В винной карте следует указывать название алкогольного напитка, его количество истоимость в потребительской емкости, если объем тары не превышает одного литра.Порции подаваемой алкогольной продукции организация общепита устанавливает пособственному усмотрению.При возникновении вопросов при покупке некачественного товара можнообратиться в Консультационный пункт для потребителей по телефонам 8 (30145)43726, 8 (9025) 62-31-99 (в рабочее время).