Назад к списку

Новые правила оказания услуг общественного питания с 2021 года

С 1 января 2021 года вступили в силу новые правила оказания услуг общественногопитания (далее – Правила).


 По сравнению с ныне действующими, они стали короче на 7пунктов. В частности, из Правил исчезла формулировка о праве потребителя потребоватьснижения стоимости услуги, если она была предварительно им заказана, но не исполненав срок.Правила оказания услуг общественного питания: измененияПравила для общепита утверждены Правительственным Постановлением № 1515 от21.09.2020. Срок их действия ограничен – он истекает 01.01.2027 г. В настоящий моментрестораны, бары, кафе, столовые в своей деятельности руководствуются требованиями,содержащимися в Постановлении Правительства № 1036 от 15.08.1997 «Об утвержденииправил оказания услуг общественного питания». С 01.01.2021 они будут упразднены.Между новыми и старыми Правилами есть ряд отличий, о которых следует рассказать.В отличие от прежних Правил, где оказание услуг общепита привязывалось ксоответствующим местам – кафе, ресторанам, барам, столовым и т.д., новые нормы даютиное определение таких услуг: изготовление продукции общепита, создание условий дляее потребления и реализации (а также иной пищевой и непищевой продукции) как наместе, так и вне места изготовления - по заказам.Также с 2021 года заведения общепита ожидают следующие новшества:В чек запретят включать суммы «чаевых», комиссий, доплат и прочихдополнительных сборов с клиента (п.19). Если это правило исполнитель нарушит, идобавит их в счет, потребитель вправе не оплачивать навязываемые ему платежисверх прейскуранта. Он также вправе вернуть сумму чаевых, если заметит, что онаим была оплачена по невнимательности.Заведению разрешается предлагать посетителям различные дополнительныеуслуги, например, по организации досуга. Но следует четко указать или ихстоимость, или безвозмездный характер.Действующее сейчас Постановление 1036, правила оказания услуг общественногопитания, содержащиеся в этом документе, не предусматривают возможностьнаправления клиенту бланка строгой отчетности или чека в электронной форме. Вновых Правилах она появится (п. 17).Ресторан или другое заведение общепита обязаны обеспечить посетителювозможность проверить массу/объем поданных блюд и напитков. Данное правилоприменяется и сейчас, однако с января 2021 года оно начнет действовать суточнением – организация общественного питания должна предоставитьпотребителю необходимые приборы измерения для проверки (п.18).Новые Правила оказания услуг общественного питания утверждены с некоторымисокращениями. Так, в них не вошел пункт 25 Постановления № 1036, где говорится оправах клиента в случае неисполнения предварительного заказа в оговоренный срок.Согласно им, сейчас он имеет возможность потребовать снижения цены на заказанныеблюда, либо отказаться от них (без оплаты).В обновленные Правила не включили и п. 26, в котором подробно излагаются правапотребителя при обнаружении недостатков приготовленной ему еды. В частности, онможет потребовать приготовить блюдо повторно или уменьшить его стоимость. В новых Правилах такие пояснения отсутствуют. Вместо них кратко сообщается, что отказзаведения или клиента от исполнения договора возможен в соответствии с законом «Озащите прав потребителей» и другими нормами российского гражданскогозаконодательства (п.21).Правила оказания услуг общественного питания 2021 года: что осталось прежнимКонтроль за деятельностью предприятий общественного питания и соблюдениемутвержденных Правил оставлен за Роспотребнадзором.Заведение общепита имеет право самостоятельно определять перечень оказываемыхклиентам услуг, а также устанавливать правила поведения для посетителей, если они непротиворечат российскому законодательству. Например, администрация ресторана можетограничить курение в помещении, выделив для курильщиков специальный зал илиотдельные столики, не разрешать распивать принесенные с собой напитки, и т.д.Новые правила оказания общественного питания, как и ныне действующие, обязываютисполнителя иметь книгу отзывов и предложений, предоставляя ее по требованиюпосетителей. Ресторан, кафе или иное предприятие общепита должно информироватьпотребителей:о перечне своих услуг (и об условиях, при которых они оказываются);о наименовании предлагаемых блюд/напитков, способе их приготовления,входящих ингредиентах;о пищевой ценности приготовленных продуктов (калорийности, составемикроэлементов, содержании витаминов, белков, жиров и пр.);об объеме/весе подаваемых порций.Клиенты имеют право получать дополнительную информацию о продукции заведения,если интересующие сведения не являются коммерческой тайной.Правила оказания услуг питания гласят, что предприятие общепита обязано обслужитьлюбого посетителя, обратившегося за услугой в установленные часы работы организации.Но при условии, что у него есть намерение эту услугу заказать. Заведение имеет правопредложить клиенту предварительно оплатить заказанную еду.Цена оказанной услуги определяется меню или прейскурантом. Потребителю необходимопредоставить возможность ознакомиться с информацией о стоимости услуги общепита,как в зале обслуживания, так и за пределами этого помещения.В винной карте следует указывать название алкогольного напитка, его количество истоимость в потребительской емкости, если объем тары не превышает одного литра.Порции подаваемой алкогольной продукции организация общепита устанавливает пособственному усмотрению.При возникновении вопросов при покупке некачественного товара можнообратиться в Консультационный пункт для потребителей по телефонам 8 (30145)43726, 8 (9025) 62-31-99 (в рабочее время).