Назад к списку

Как посчитать неустойку 1% от цены товара за каждый день просрочки?

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при нарушении сроковудовлетворения претензии потребителя магазин несет дополнительную ответственность ввиде неустойки


 (1% от стоимости товара за каждый день просрочки). Обратите внимание,что по договорам на выполнение работ или оказание услуг применяется другая неустойка— 3% от цены работ за каждый день просрочки.Какой статьей предусмотрена неустойка 1% от цены товара?За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, атакже за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставленииему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель,уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель,импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый деньпросрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.Часть 1 статьи 23 закона РФ «О защите прав потребителей»В каких случаях можно просить неустойку 1% от цены товара?Неустойка в размере 1% от цены товара применяется только к товарам и только кпретензиям по поводу качества товара и непредоставления достоверной информации. Этозначит, что между вами и магазином должен быть заключен договор купли-продажи. Фактзаключения договора может подтверждаться выдачей кассового или товарного чека, иногобланка строгой отчетности, путем составления непосредственно договора купли-продажи.Для случаев некачественного выполнения работ или оказания услуг используетсядругая неустойка — 3% от стоимости работ (по главе III закона «О защите правпотребителей»). Также обратите внимание, что если ваша претензия сводится кнарушению сроков поставки товара, за который вносилась предоплата, используетсядругая неустойка — 0,5% от суммы предоплаты.Итак, неустойку 1% можно просить:при нарушении максимального срока гарантийного ремонта (устранениянедостатков товара) — 45 дней (По закону недостатки товара должны быть устраненынезамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устраненияданных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения. Напрактике весьма непросто доказать, каков этот минимальный срок для конкретногонедостатка и товара. Поэтому мы в своих исках ориентируемся на срок 45 дней);при нарушении сроков обмена некачественного товара — 7 дней / 20 дней (еслитребовалась дополнительная проверка качества) / 1 месяц (если в момент подачипретензии в магазине нет товара, на который можно заменить некачественный) / в срок,необходимый для очередной доставки соответствующего товара в районы КрайнегоСевера (если на момент подачи товара в магазине нет товара, на который можно сделатьобмен);если нарушен срок по претензии о соразмерном уменьшении покупной цены — 10дней;если нарушен срок возмещения расходов на устранение недостатков силами самогопотребителя или третьих лиц — 10 дней;если нарушен срок возврата денег за товар — 10 дней;если нарушен срок возмещения убытков, которые были вам причинены продажейнекачественного товара или в результате предоставления ненадлежащей информации отоваре, — 10 дней;если нарушен срок предоставления товара из подменного фонда на время ремонтаили обмена некачественного товара — 3 дня — или подменный товар не предоставлен вамвообще.Неустойку можно просить за каждое допущенное нарушение срока.Кто обязан выплатить потребителю неустойку 1% от цены товара?

 Поскольку требования в связи с некачественным товаром покупатель можетпредъявить не только магазину, закон предусматривает, что неустойку можно потребоватьот того, кто нарушил соответствующие сроки. Это может быть:продавец (магазин);изготовитель;уполномоченнаяорганизацияилиуполномоченныйиндивидуальныйпредприниматель (как правило, это авторизованный сервисный центр);импортер.Если вы, например, сдали товар в гарантийный ремонт в сервисный центр, то принарушении сроков ремонта вы вправе потребовать уплаты неустойки с этого сервисногоцентра.За какой период считать неустойку 1% от цены товара?Чтобы правильно определить период расчета неустойки, в качестве отправной точкимы берем дату предъявления вами конкретного требования в связи с недостаткамитовара. Эта дата должна быть подтверждена документально: у вас на руках может быть,например, письменное заявление о возврате денег с отметкой магазина о принятии, илипретензия, в которой указано другое ваше требование, или квитанция о сдаче товара вгарантийный ремонт.Случай с неустойкой за просрочку предоставления подменного фонда оговоримособо. По закону товар в безвозмездное пользование на время ремонта или обмена долженпредоставляться по требованию потребителя (то есть магазин не обязан проявлятьинициативу и давать вам товар из подменного фонда без вашей просьбы). Поэтому дляполучения неустойки вам надо доказать, что вы предъявили соответствующее требованиемагазину или сервисному центру. Напишите простое заявление на имя директораторговой точки, вручите его под роспись сотрудникам магазина. Если подменный товарвам не выдадут в течение 3 дней или не выдадут вообще, вы можете просить неустойку.Как определить первый день начисления неустойки:Берем дату предъявления конкретного требования, подтвержденную документально.Отсчет установленного законом срока удовлетворения вашей претензии начинаем соследующего календарного дня (это будет день 1);Отсчитываем нужное количество дней по календарю (7, 10, 20, 45 и т.д.). Праздникии нерабочие дни не пропускаем!Следующий день за последним днем для удовлетворения вашего требованиябудет первым днем начисления неустойки.Как вариант:Если вам дали официальный письменный отказ по претензии до того, как истекустановленный законом срок (например, вы просили вернуть деньги за некачественныйтовар, и уже на 6-й день магазин выдал письменный ответ), вы можете начать считатьнеустойку со следующего дня за днем ответа на претензию. Законом такой порядок непредусмотрен, но на практике суды иногда соглашаются с подобным вариантом расчета.Последним днем начисления неустойки может быть:день, когда ваше требование все-таки удовлетворили (добровольно или в процессесудебного разбирательства);если в связи с нарушением сроков вы решили поменять свое требование (например,сдали товар в гарантийный ремонт, срок был нарушен, поэтому вы вручили претензию овозврате денег), то день перед днем подачи новой претензии.Теперь посчитайте по календарю все дни между первым и последним днемначисления неустойки включительно (праздники и выходные считаются), и вы получитепериод начисления неустойки.Полезный совет:Если подаете иск в суд, но еще не знаете последний день для начисления неустойки,используйте формулировку: «Прошу взыскать неустойку за период с ______ (первый деньначисления неустойки) по день вынесения решения суда в размере _____ рублей закаждый день просрочки». Справочно укажите расчет неустойки на дату подачи иска. В таком случае вам не придется в каждом заседании увеличивать свои исковые требования.Достаточно будет просто озвучить, что на сегодняшний день неустойка составляетстолько-то рублей.Какую цену товара брать для расчета неустойки 1%?В законе «О защите прав потребителей» сказано, что неустойка считается от тойцены товара, которая существовала в том месте и в тот день, когда ваше требованиедолжно было быть удовлетворено, или в день вынесения решения суда. То есть по идее,если вы купили телефон за 5000 рублей, но на момент подачи претензии (через несколькомесяцев) он подешевел до 3500 рублей, для расчета неустойки надо брать 3500 рублей.На практике, как правило, все гораздо проще: для начисления неустойки беретсяцена товара из чека. Хотя иногда особо дотошные магазины могут принести в суд свежуюраспечатку странички товара со своего сайта, чтобы сэкономить на неустойке. Кстати,никто не мешает и вам сделать такую же свежую распечатку, например, с сайта крупнойфедеральной сети, если товар подорожал, и не дать магазину сэкономить на неустойке.В таком случае, конечно, суд может принять текущую цену.Пример расчета неустойки 1% от цены товара за каждый день просрочкиДано:01.09.2017 г. мобильный телефон стоимостью 9990 рублей был сдан в магазин дляпроведения гарантийного ремонта (выдана квитанция о приемке). До середины октябряникакой информации о завершении ремонта не было. Покупатель позвонил в общество позащите прав потребителей, где ему посоветовали подать претензию о возврате денег зателефон в связи с нарушением сроков гарантийного ремонта. Что он и сделал 23.10.2017 г.Вопрос по претензии не решился, поэтому 15.11.2017 г. ОЗПП подало иск в суд о защитеправ потребителя.Рассчитаем неустойку за 1 день просрочки: 9990 рублей * 1% = 99,90 рублей/день.Рассчитаем период просрочки для неустойки за нарушение сроковремонта: 01.09.2017 + 45 дней (с 02.09.17 по 16.10.17 включительно) = с 17.10.2017 по23.10.2017 (день предъявления нового требования о возврате денег), итого 7дней просрочки. Итого неустойка = 99,90 рублей/день * 7 дней = 699,30 рублей.Рассчитаем период просрочки для неустойки за нарушение сроков возвратаденег: 23.10.2017 + 10 дней (с 24.10.2017 по 02.11.2017 включительно) = с 03.11.2017 подень вынесения решения суда. Справочно на день подачи иска неустойка составит: 99,90рублей/день * 13 дней (с 03.11.17 по 15.11.17 включительно) = 1298,70 рублей.То есть мы получим одну неустойку в твердой сумме и вторую неустойку в сумме99,90 рублей за день просрочки за период с 03.11.2017 по день вынесения решения суда.Как получить неустойку 1% от цены товара?Для начала вы можете подать в магазин претензию о выплате неустойки (требованиео неустойке можно прописать в одной претензии с требованием о возврате денег). Но напрактике крайне редко неустойка выплачивается в добровольном порядке. Поэтому вбольшинстве случаев для взыскания неустойки требуется подавать иск в суд.Имейте в виду, что при наличии ходатайства ответчика (магазина) суд можетснизить размер неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ. То естьконечный размер неустойки определяет суд и, к сожалению, не факт, что вам удастсяполучить всю сумму неустойки по вашему расчету. На практике снижение неустойкибывает достаточно часто.Однако существует разъяснение Верховного Суда РФ, согласно которому:Применение статьи 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей возможно висключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов,по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.Постановление Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28.06.2012Это положение вы можете использовать, чтобы отстоять полный размер неустойки.