Назад к списку

Электронные гаджеты для детей: особенности возврата при обнаружениинеисправностей

В современном мире электронные гаджеты являются неотъемлемой частью жизнибольшинства детей. 


Как показывает практика, наибольшей популярностью пользуютсявсевозможные компьютеры, ноутбуки, планшеты, электронные книги.Приобретая указанные товары, стоит помнить о том, что они могут оказатьсятехнически - сложными, имеющими свои особенности, порождающие определенныйалгоритм действий при обнаружении в них неисправностей.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 924 наосновании ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 для обеспечения прав потребителейпри возврате некачественных товаров «О защите прав потребителей» утвержден Переченьтехнически сложных товаров, в который, в том числе, вошла следующая электроника:- оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в томчисле спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и болеефункциями;- системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, иперсональные электронные вычислительные машины;- лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровымблоком управления;- комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блокомуправления;- телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;- цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- икинооборудование с цифровым блоком управления;- (с недавнего времени) часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.Разберем тот самый алгоритм действий, предусмотренный законодательством озащите прав потребителей, в случае обнаружения в товаре, оказавшимся технически -сложным, недостатков, что потребитель должен знать и уметь, чтобы защитить своиправа.Действия потребителя при обнаружении недостатков в технически сложном товареЕсли недостаток в технически сложном товаре выявился в течение первыхпятнадцати дней с момента передачи потребителю такого товара, потребитель имеетправо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег занего, либо предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели,артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены (п.1 ст. 18 Закона РФ «Озащите прав потребителей).По истечении пятнадцати дней с момента продажи технически сложного товарарасторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар денежную сумму,либо обменять товар на аналогичный (или другой марки с соответствующимперерасчетом) можно только в следующих случаях:1 При обнаружении существенного недостатка товара. Существенный недостаток -неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен безнесоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, илипроявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (здесь следуетобратить внимание, что перечень ситуаций, определяющих существенность недостатка,законодательством не закрыт). К примеру, если приобретенный музыкальный центр ранееуже ремонтировался (и тому есть соответствующий документ с подтверждениемустранения недостатка), и через некоторое время недостаток проявился вновь, Вы вправепредъявить продавцу требование о возврате денег или о замене данного некачественноготовара). 

2 При нарушении установленных Законом Российской Федерации "О защите правпотребителей» сроков устранения недостатков товара. Согласно статьи 20 указанногоЗакона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной формесоглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом,уполномоченнойорганизациейилиуполномоченныминдивидуальнымпредпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок,объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашениемсторон, не может превышать сорока пяти дней.3 При невозможности использования товара в течение каждого года гарантийногосрока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения егоразличных недостатков.Если ни один из указанных случаев не наступил, потребитель имеет право требовать:соразмерного уменьшения покупной цены,незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. Здесьследует отметить, что гарантийный срок продлевается на период, в течениекоторого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дняобращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара додня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель(продавец,уполномоченнаяорганизацияилиуполномоченныйиндивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить вписьменной форме потребителю информацию об устранении обнаруженныхнедостатков товара (с указанием даты обращения потребителя, датыустранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасныхчастях (деталях, материалах) и даты выдачи товара потребителю поокончании устранения недостатков товара. Такой документ можетвпоследствии пригодиться для признания такого недостатка существенным (вслучае неоднократного его проявления).возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу, если ониобнаружены в течение гарантийного срока. Гарантийный срок товара, а также срок егослужбы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотренодоговором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дняизготовления товара.При получении претензии потребителя, продавец обязан принять товар и, в случаенеобходимости, провести проверку качества. Проверка качества осуществляется силамимагазина, она бесплатна для потребителя. На данном этапе выявляются имеющиеся втоваре недостатки и причины их возникновения. Потребитель вправе участвовать впроверке качества товара, о чем должен сообщить продавцу (практика же показывает, чтопотребителю лучше всё-таки участвовать в проверке качества, - это поможет болееполноценно собрать доказательственную базу). Если потребитель не согласен с выводамипосле проверки качества, то есть возник спор о причинах возникновения недостатков втоваре, то магазин обязан провести его экспертизу. Это второй этап проверки. Проводитсяона, как правило, специальными экспертными организациями, и является дополнительнойпроверкой качества товаров с привлечением специалистов. Если в результате экспертизыподтверждаются выводы, сделанные при проверке качества товара, то покупатель обязанвозместить магазину расходы на проведение экспертизы. В случае несогласия с выводамиэкспертизы покупатель вправе оспорить ее в судебном порядке.В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менеедвух лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийногосрока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю)вышеуказанные требования, если докажет, что недостатки товара возникли до егопередачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Довольно часто потребители сталкиваются с выявлением существенных недостатковтовара по истечении двух лет со дня передачи им товара. В таких случаях в течениеустановленного на товар срока службы, а если такой срок не установлен - в течениедесяти лет со дня передачи товара, потребитель имеет право требовать у изготовителя(уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя,импортера) безвозмездного устранения таких недостатков, если докажет, что онивозникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента(п. 6 статьи 19 Закона о защите прав потребителей). Если указанное требование неудовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем, илиобнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своемувыбору вправе:- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара иливозмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;- возвратить товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратитьсяк продавцу (изготовителю, импортеру) с письменной претензией, составленной в двухэкземплярах, с четко сформулированными требованиями (к претензии прикладываютсякопии всех необходимых документов, например кассового чека, товарного чека,гарантийного талона и др.).Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредствомнаправления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлениемдля защиты своих прав.