Назад к списку

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ В ЛАГЕРЯХ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 


С наступлением летнего сезона родители планируют отдых своих детей, в том числе, взагородном оздоровительном лагере.Летнее оздоровительное учреждение (далее - лагерь) оказывает ребенку комплекс услуг(размещение, проживание, питание, организация досуга, занятия физкультурой и спортом ит.п.), включенных в стоимость путевки.Каждый лагерь имеет собственную специфику, которую нужно учитывать родителям приего выборе.Современные детские лагеря можно разделить по следующим направлениям отдыха иоздоровления ребенка (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации»): загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базыи комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные(профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря; лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющимиорганизацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточнымили дневным пребыванием); детские лагеря: труда и отдыха, палаточного типа, специализированные (профильные),различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря,эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря,технические лагеря, краеведческие и другие лагеря).У каждого лагеря должен быть план мероприятий на смену, с которым желательноознакомиться до приобретения путевки.Кроме того, лагеря можно разделить на загородные и морские. В первый раз, отправляяребенка, целесообразно выбрать лагерь, который находится недалеко от дома, чтобы в случаенеобходимости можно было быстро добраться к ребенку.Услуга отдыха детей в загородном лагере регулируется в том числе, законодательством озащите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителямисоответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерениеприобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдатьтребования Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите правпотребителей», ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации».Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями ФЗот 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а такжев соответствии с СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха иоздоровления детей».При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получитьмаксимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая вобязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиямизаконодательства (ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»),в частности:

1о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимостидополнительных услуг, о порядке оплаты),

2о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. оправилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в периодпребывания в лагере, о медицинском обслуживании), 

3об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании)исполнителя (в т.ч. о месте нахождении лагеря, контактных телефонах), об исполнителях услуг(в т.ч. местонахождения и наименование), с которыми заключены договоры на оказаниемедицинских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.). 

4сведения о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе,выдавшем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинскогокабинета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательнойдеятельности).

5о порядке доставки и отправки детей, об условиях размещения и проживания ииные сведения, характеризующие объем и номенклатуру услуг по путевке.Приобретаем путевку в детский лагерьСамым распространенным вариантом является покупка путевки за счет собственныхсредств.Однако законодательство субъектов РФ может предусматривать полную или частичнуюоплату отдыха детей за счет бюджетных средств.Перечень лиц и предоставляемых льгот можно уточнить в органах социальной защитынаселения.Кроме того, компенсацию стоимости путевки вам может предложить работодатель.Конкретные условия компенсации устанавливаются коллективным договором илисоответствующим внутренним положением.Забронировать и приобрести путевку в лагерь можно несколькими способами: в агентстве, продающем путевки в лагерь; в лагере, в который планируете отправить ребенка.Законодательством (ст.10 ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации») предусмотрено заключение между исполнителем(детским лагерем, агентством) и заказчиком (родители ребенка) договора в письменной форме.Родителям ребенка необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора.В договоре должны быть четко прописаны: 

1Местонахождение исполнителя (адрес лагеря), контактные телефоны. 

2Сведения об имеющихся лицензиях. 

3 Сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке,который будет пребывать в лагере; 

4Предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки - о порядкедоставки детей до лагеря и обратно; о порядке размещения и проживания, питания ребенка; опрограмме пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которыепредоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга; 

5Сведения о стоимости путевки и порядке оплаты; 

6Права и обязанности сторон; 

7Перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря; 

8Условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа отисполнения договора на оказание услуг; 

9Порядок полного возмещения убытков, причинённых ему вследствиенекачественно оказанных услуг и т.д.); 

10Порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявленияпретензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора.Безопасность отдыха в лагереСогласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите правпотребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ееиспользования была безопасна для их жизни и здоровья.Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствиеконструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите правпотребителей»).Положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» закреплено, что услуга,оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора,обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствоватьобязательным требованиям, в данном случае требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работыстационарных организаций отдыха и оздоровления детей».Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детскимлагерямПрием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключенияврача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей исведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний кнаправлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской картыустановленного образца и сведений об имеющихся прививках.Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провестипротивоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе сгрызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза игеморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений дляразмещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинскогоназначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключениемоборудования тира для стрельбы.В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущегои капитального ремонта в местах пребывания детей.В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала(или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами,деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли,протирание радиаторов, подоконников.В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружениипроводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительныелагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность.Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а такжепродукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, неимеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотренозаконодательством Российской Федерации.Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденнымруководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, сучетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед долженвключать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячееблюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочныенапитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты;допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включатьрыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второйужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье,вафли и другое).Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия притемпературе окружающего воздуха выше +28 °C.Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные ибезветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинскогоработника обязательно.Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. Наберегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборкатерритории проводится не менее одного раза в сутки.Если услуги детского лагеря оказаны некачественноВ случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своемувыбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услугисвоими силами или третьими лицами.Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребоватьполного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостаткиоказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться отисполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаруженысущественные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенныеотступления от условий договора.Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему всвязи с недостатками оказанной услуги.Нарушение сроков оказания услугиЕсли исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончанияоказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»): назначить исполнителю новый срок; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги.Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему всвязи с нарушением сроков оказания услуги. Назначенные потребителем новые сроки оказанияуслуги указываются в договоре об оказании услуги. В случае нарушения установленных сроковоказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срокопределен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказанияуслуги. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену оказанияуслуги. Указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнительдокажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствиенепреодолимой силы или по вине потребителя.При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, потребитель также имеет право накомпенсацию морального вреда. Правовыми основаниями для компенсации потребителямморального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099-1101 ГражданскогоКодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите правпотребителей».Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещенияимущественного вреда и понесенных потребителем убытков.