Назад к списку

«Платежные услуги. Правила платежной безопасности». 


Платежные услуги – это перевод денежных средств платежной организацией (посредником) от плательщика к получателю. Платежные услуги регулируются законами: 

1.​ Федеральный Закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»; 

 2.​ Федеральный Закон от 03.06.2009 г. № 103 – ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»; 

 3.​ Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»Плательщик – переводит платежной организации средства в безналичной форме или вносит наличными. 

 Платежная организация – по поручению плательщика производит безналичную оплату товаров, работ, услуг, денежные переводы физлицам.Платежные услуги осуществляются разными платежными организациями и характеризуются:- каналом предоставления;- используемым средством платежа;- привязкой к банковскому счету.Каналы предоставления платежных услуг и средства платежаС открытием банковского счетаБез открытия банковского счетаПерсональные электронные устройства (стационарный компьютер, мобильный телефон или планшет)Банковская картаЭлектронный кошелек; мобильные платежи (со счета у оператора связи)Платежные терминалы (банкомат, POS-терминалы в местах продаж, небанковские платежные терминалы)Банковская картаПлатежи наличными через платежный терминал;Офис платежной организации (банк, почта, платежная система)Платежи в офисе платежной организации (с банковского счета)Платежи в офисе платежной организации (наличными)Перед использованием платежной системы необходимо изучить договор и правила использования.По закону о платежной системе (ст.4.1.) платежные услуги должны предоставляться на основе договора. Такие договоры обычно ссылаются на правила соответствующей системы и подразумевают автоматическое присоединение к ним при подписании.После подписания договора платежная организация обязана: 

 1.​ информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП; 

 2.​ уведомлять клиента о невыполнении платежа не позднее дня, следующего за днем, когда было сделано распоряжение; а для электронных платежей – незамедлительно; 

 3.​ фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления и хранить соответствующую информацию не менее трех лет; 

 4.​ обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате (незаконном использовании) ЭСП; 

 5.​ возместить потребителю сумму операции, совершенной без его согласия или в случае нарушения правил информирования клиента о спорной операции.Соблюдайте правила безопасности при электронных платежах 

 1.​ Желательно подключить SMS-уведомления. 

 2.​ Вовремя обновлять контактные данные. 

 3.​ Не допускать посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру. 

 4.​ PIN-код нужно помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не вводить в Интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал.

 5.​ Использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не пересылать. 

 6.​ Не использовать функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платежных интернет – сервисах. 

 7.​ Желательно использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении покупок через Интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов и файлов сохранения данных. 

 8.​ Избегать SMS-платежей на короткие номера для оплаты Интернет - услуг и переводов непроверенным получателям. 

 9.​ Не реагировать на сообщения якобы от банка или оператора платежей, если предлагается перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п. 

 10.​ Совершать покупки в Интернете нужно с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах. 

 11.​ Незамедлительно сообщить в платежную организацию, если кошелек «взломан», карта потерялась, скомпрометирована или с нее без согласия держателя списаны деньги. 

 12.​ При пользовании банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг, на подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.Незамедлительно сообщайте о любых проблемах, связанных с платежами.Если карта или данные о ней потеряны, а кошелек «взломан» - их нужно немедленно заблокировать, сообщив в платежную организацию.В случае ошибочного или несанкционированного платежа, необходимо незамедлительно сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена. Если уведомление поступит позже, вернуть деньги будет гораздо сложнее.