Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режимдисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально дляпервоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни иправильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дняпозволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохраниттрудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёноксильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемостьстрадает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативныесимптомы, скорее всего, исчезнут сами.Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество икачество сна, питание и двигательная активность.Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность восне, потому что в противном случае создаются условия для возникновениязаболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровьспецифических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый«быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякойнапряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа,уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми,«высыпающими» свою норму.Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часовэмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформироватьсобственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка,чтение и т. п.Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой.Комнату нужно хорошо проветривать.Примерные нормы ночного сна для школьников:В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа,10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовыватьдневной сон продолжительностью до 2 часов.Рабочий столПравильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которыхобучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на егоуспеваемость и здоровье.Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной светпадал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно бытьналажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы недолжен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк,абажур.Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершисьлоктем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответана уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза.Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка приправильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой уголкак в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокуюспинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильноподобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушенийосанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже2 раз в год.Школьный ранецОчень важно (особенно в младших классах) также правильно подобратьшкольный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни самортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели иранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру сосветоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнемклапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, дляучащихся средних и старших классов — 1000 г.Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не долженпревышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг.В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется дляначальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования науроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовлениядомашних заданий.ПитаниеПравильно организованный режим питания основывается на выполненииопределённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищии интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников недолжны превышать 3,5–4 часов.Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержатьнеобходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминови минералов.Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний види запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.Игры и прогулкиОсобое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкамна свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видовдвигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшемвозрасте и 2,5 часа у старшеклассников.Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приноситположительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.