Назад к списку

Информирование потребителей. Цветовая индикация на маркировкепищевой продукции


В последние годы в развитых странах, в том числе в РФ наблюдается тенденция ростасоциально значимых неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, ожирение,сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания), возникающих, в том числе из-запотребления пищевой продукции с высоким содержанием сахара, соли, жира, в т.ч. жира снасыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот.Международные организации, такие как ООН, ВОЗ, ФАО, призывают все страныразрабатывать и активно внедрять программы здорового питания, включая меры поснижению потребления критически значимых пищевых веществ - добавленного сахара, соли,насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот.В этой связи в РФ стартовал проект добровольной маркировки продуктов питания«Светофор», для чего Роспотребнадзор подготовил методические рекомендации по цветовойиндикации на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей,утвержденные 28.02.2018 г.Продукты в зависимости от количественного содержания в них жира, сахара и солипредлагают отмечать графическим изображением (например, в виде вертикальных полос илииное) красного, желтого и зеленого цветов, в зависимости от содержания этих компонентов всоответствии со значениями. Речь идет о пищевых продуктах промышленного производства.Рекомендации по цветовой индикации на маркировке не распространяются на следующиегруппы пищевой продукции:- продовольственное (пищевое) сырье;- продукты с простым пищевым матриксом (например, сахар-рафинад, растительное исливочное масло, сало-шпик и другие);- сахаристые кондитерские изделия (шоколадные конфеты, карамель, ирис, драже, халва,мармелад, пастильные изделия, сахаристые восточные изделия, жевательная резинка, паста,крем, кондитерские плитки, кондитерские фигуры, сбивные изделия, безе, нуга) и мучныекондитерские изделия (печенье, вафли, пряничные изделия, кексы, рулеты, торты, пирожные,мучные восточные изделия), вследствие высокого содержания в их составе добавленногосахара для достижения заданного вкусового эффекта;- сыры твердые, полутвердые, мягкие, за исключением рассольных, полученные потрадиционным технологиям (когда внесение соли и жира требуется по технологии), т.е. сзаведомо высоким содержанием соли и жира;- бутилированную питьевую и минеральную воду, безалкогольные напитки сподсластителями, имеющие природный или заданный химический состав;- пищевые добавки, ароматизаторы, специи, а также закваски и стартовые культурымикроорганизмов, дрожжи, имеющие традиционный или заданный состав;- специализированную пищевую продукцию, в том числе пищевую продукцию диетическоголечебного и диетического профилактического питания, пищевую продукцию для питанияспортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевую продукцию для детского питания,биологически активные добавки к пище (БАД), состав которых сконструирован по специальнойрецептуре и имеет заданный химический состав.При этом на перечисленную пищевую продукцию целесообразно распространять меры попредупреждению населения РФ о необходимости оптимизации количества их потребления всоставе рациона питания через средства массовой информации, а также приинформационном обеспечении ее продажи через организации торговли.К примеру маркировку красным цветом рекомендуется наносить на упаковку продуктов, если вних много сахара, а именно:- 7 г или более на 100 мл для жидкости;- 22 г или более на 100 г для твердой пищи;- более 9 г на 100 г для кисломолочной и творожной продукции.Зеленый цвет означает низкое содержание сахара:- 2,5 г на 100 мл для жидкости;- 5 г или менее на 100 г для твердой пищи и кисломолочной и творожной продукции.Желтым цветом предложено выделять продукты со средними между красными и зеленымипоказателями.В соответствии с п. 5.2. рекомендаций графическое изображение должно быть оформлено вквадрат серого или белого цвета, в зависимости от преобладающих цветов маркировки и (или) упаковки и занимать процентную долю от площади стороны потребительской упаковки,удобной для прочтения.Кроме того, цветовая индикация должна размещаться на одной стороне потребительскойупаковки, быть разборчива и нанесена способом, исключающим ее деформацию (стирание).