Назад к списку

Пожарная безопасность вшколе: требования,инструктаж, мероприятия. Требования к современным школам

Перед началом каждого учебного года специальная комиссия должнапроверить, все ли противопожарные меры соблюдены администрациейшколы. 


Требований к зданию школы, к внутренним помещениям иприлегающей территории существует немало. Вот основные:1)Прилегающая территория должна быть чистой, сухая листва должнапостоянно убираться и вывозиться с территории. Разжигание костров, атакже курение на территории школы должно быть строго запрещено.2)Дороги и подъезды к зданию всегда должны быть свободными, чтобы вслучае пожара спасательные службы могли беспрепятственно подъехатьк школе.3 ) В многоэтажных зданиях кабинеты, в которых обучаютсяученики младшей школы, должны располагаться не выше второгоэтажа.4)Эвакуационные выходы должны сопровождаться указательнымизнаками, проход к ним должен быть всегда открыт. Расстановка мебелине должна препятствовать доступу к эвакуационным выходам илипожарным объектам.5) Все двери должны быть оснащены исправнымидоводчиками.В первую очередь за соблюдение мер пожарной безопасности во всейшколе отвечает директор. При этом, разумеется, любая системаработает более слаженно, если ею руководит не один человек, а целая команда. Директор может назначить ответственного за пожарнуюбезопасность из числа сотрудников. Важно доверить эту должностьчеловеку, который работает в отрасли как минимум три года,дополнительным плюсом будет наличие технического образования.Ответственному необходимо пройти соответствующее обучение, чтобыразбираться во всех требованиях как к помещениям школы, так и ксотрудникам учреждения. Пройти обучение по пожарно-техническомуминимуму (ПТМ) можно и после назначения на должность, но передпереходом к основным обязанностям. Обучение необходимо пройти вспециальном учреждении, имеющем лицензию. Каждые пять летответственный за пожарную безопасность школы должен проходитьпереквалификацию с постоянным повышением уровня.После прохождения обучения ответственный за пожарную безопасностьприступает к своим обязанностям: он следит за соблюдениемсоответствующих мер во всей школе. О правильном оснащениишкольных кабинетов самым необходимым ответственному за ПБ должнысообщать классные руководители, за которыми закрепленыопределенные школьные кабинеты.Еще одна важная часть работы ответственного за ПБ – ведениедокументации. Этот сотрудник должен следить за тем, чтобы всенеобходимые документы были в наличии. Например, отчеты опроведении плановых инструктажей или документы, подтверждающиеналичие и исправность противопожарных объектов. После каждогопроведенного мероприятия, связанного с пожарной безопасностью,ответственный за ПБ составляет отчет, к концу учебного года должныбыть представлены отчеты о всех проведенных мероприятиях. Полныйперечень документов, которые должны быть в образовательномучреждении, можно найти в федеральном законе о пожарнойбезопасности.Важно, что потребовать доступ к этим документам могут не только членыпожарной комиссии, но и, например, представители родительскогокомитета. Ведь родителям очень важно знать, что школа, в которой ихдети проводят так много времени, максимально безопасна. 

Обучение сотрудников школы. 

Проведениевводного инструктажаВ среднем в обычной российской школе одновременно проходятобучение от 500 до 1 500 учеников, возраст которых, как правило,колеблется от 6 до 18 лет. Прибавьте к этому числу преподавателей ипрочих сотрудников учебного заведения. В любом случае получитсянемаленькое количество. Чтобы при возникновении пожара избежатьсамых страшных последствий, сотрудники школы должны быть обученывсем правилам поведения и помощи детям в этой жизненно опаснойситуации.Все без исключения сотрудники школы должны проходить инструктаж попожарной безопасности. Вводный инструктаж проводится:при поступлении на работу;при смене должности, перед выполнением новой работы;перед командировкой в другую организацию.Цель вводного инструктажа – познакомить сотрудников с правиламипрофилактики пожаров, с правилами поведения и личной безопасностиво время ситуации пожара. Проводит этот инструктаж руководительшколы или ответственный за пожарную безопасность. Даты проведенияинструктажей должны фиксироваться в специальном журнале иподтверждаться подписями тех, кто провел и прошел инструктаж.После прохождения вводного инструктажа сотрудники школы обязаныпроходить плановые инструктажи не реже одного раза в год. Кроме того,все сотрудники учебного заведения должны ознакомиться с новымитребованиями к пожарной безопасности, если в законодательствестраны такие появляются. В этом случае все сотрудники проходятвнеплановый инструктаж.Раз в год в школе проводятся учебные тренировки, во время которыхсотрудники учреждения (в первую очередь классные руководители)демонстрируют собственные навыки эффективного поведения во время пожара. Во время учебной тревоги (а значит, и реальной пожарнойситуации) учителю необходимо быстро организовать детей и вывести ихиз здания. При этом дети оставляют все личные вещи в кабинете, аучитель должен взять с собой аптечку, классный журнал или полныйсписок детей, для того чтобы проверить, все ли оказались эвакуированы.Если в процессе этой тренировки или учебной тревоги выясняется, чтотот или иной сотрудник продемонстрировал низкий показательэффективности, ответственный за пожарную безопасность долженинициировать новое обучение и аттестацию этого сотрудника. Низкимпоказателем эффективности считается, к примеру, слишком длительнаяэвакуация учеников во время учебной пожарной тревоги.

Обучение школьников

По данным МЧС, в течение 2018 года в массовых пожарах погибло неменее 300 детей. Да, не все из этих пожаров возникали и разгорались вшколах. Но именно в школе ребенок узнает основы пожарнойбезопасности, следовать которым продолжает и во внеучебное время.Вот почему мероприятия по обучению школьников пожарнойбезопасности так важны.Обучение основам пожарной безопасности должно осуществляться всоответствии с возрастом в рамках такой школьной дисциплины, какОБЖ. В начальной школе дети могут читать стихи о том, как «лисичкивзяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли», и подруководством учителя узнавать, какие неосторожные действия могутпривести к возгоранию. На данном этапе важнее всего закрепить у детейпонимание, что в случае обнаружения пожара нужно незамедлительнообратиться к взрослым. Ученики средней школы уже готовы к получениюболее комплексной информации. На этой ступени дети учатся различатьгорючие и легковоспламеняющиеся вещества, правильно обращаться сэлектроприборами и пользоваться огнетушителями. Ученики среднегошкольного возраста во время уроков ОБЖ должны узнать, какдействовать в такой опасной ситуации, чтобы сохранить собственную жизнь и здоровье. Старшеклассники же получают множествопрактических навыков по работе с огнем и помощи не только себе, но иближнеДля эффективной работы с детьми учитель ОБЖ при проведенииуроков, посвященных пожарной безопасности, может использоватьсовершенно разные формы предоставления информации: таблицы,фильмы, книги и т. д. Тему пожарной безопасности также стоитподнимать классному руководителю – хотя бы единожды во времяучебного года. Многие школы регулярно приглашают с открытымилекциями для детей представителей МЧС и пожарных служб.

Мероприятия по пожарной безопасности вшколе

Образовательные мероприятия, посвященные культивированиюответственности учеников, могут происходить не только внутри классов,но и на общешкольном уровне. Во многих школах регулярно (то естьхотя бы раз в учебном году) принято проводить неделю пожарнойбезопасности, организовывать спектакли, викторины, творческиеконкурсы (как внутри одной школы, так и среди нескольких школ).Важной и полезной практикой является также проведение мероприятийвнутри школы, например, экскурсии в музеи, посвященные пожарнойбезопасности, посещение тематических спектаклей в театрах иликинопоказов.
Ю.Похилая, инструктор9-го Селенгинского отряда ГПС РБ